Вы еще никогда не были так близки к своему здоровью

Избранные главы книги «Аюрведическая терапия» Давида Фроули

Ом! Ум помни, помни себя.
— Иша Упанишада 14

Согласно Аюрведе, при всем многообразии болезней все они происходят от нарушения гармонии трех дош — Ваты, Питты и Капхи.

Доши могут порождать как физические, так и психические заболевания. Аюрведическое лечение приводит доши в равновесие и тем самым нейтрализует болезнь. В отличие от лечения в западной медицине, оно не связано с классификацией болезней и выявлением патогенных факторов: и тем и другим не придается первостепенного значения. Лечение, имеющее дело лишь с внешними факторами и симптомами заболевания, не затрагивает причин, лежащих в его основе. Приведение же дош в состояние равновесия лишает заболевание его корней.

Аюрведа и забота о своем здоровье

Среди аюрведических методов лечения довольно много простых. Для их применения пациенту не требуются предписания специалиста. Соблюдать диету, использовать лекарственные травы, придерживаться правильного образа жизни, заниматься йогой и медитацией можно самостоятельно. Более сложные средства (сильнодействующие травяные составы или минеральные препараты), а также более специальные методы (например хирургия) обычно необходимы лишь тогда, когда процесс заболевания долгое время оставался неконтролируемым и зашел уже слишком далеко.

То, что мы делаем ради своего здоровья сами, намного более эффективно, чем то, что сделает для нас кто-то другой. Если же наши усилия не увенчались успехом, тогда нужна помощь врача или даже госпитализация. Но после этого мы вновь окажемся в состоянии, когда мы должны будем сами заботиться о себе. Такие «мелочи», как отказ от вредных продуктов, в конечном итоге значат для нашего здоровья больше, чем прием многочисленных лекарств и бесконечные визиты к врачам.

Здоровый образ жизни невозможно заменить ничем. Его нельзя купить ни за какие деньги, и никто другой не в состоянии обеспечить его нам. Пока мы не будем жить в гармонии с собственной природой, мы не можем рассчитывать на то, что нас сможет исцелить тот или иной терапевтический метод. В том и состоит красота Аюрведы, что она дает нам знания, помогающие жить в гармонии. Она предлагает нам режим, соответствующий нашей конституции и затрагивающий все аспекты нашей природы — физические, психические и духовные. Но успех возможен только в том случае, если мы сами приложим усилия, затратим время, проявим настойчивость.

Один из недостатков современной цивилизации — отсутствие у нас достаточного количества свободного времени, чтобы заботиться о своем здоровье и о здоровье близких. Однако если мы действительно дорожим своим благополучием, мы найдем время. Ответственность за наше здоровье лежит только на нас, и если мы не предпринимаем ради него никаких усилий, нам некого в этом винить, кроме самих себя.

Аюрведические режимы жизни

Итак, каждому из нас следует установить для себя режим жизни, в наибольшей степени соответствующий индивидуальной конституции. Мне не нравится выражение «распорядок дня», так как оно предполагает жестко установленную дисциплину, которой надо механически придерживаться, некую проторенную дорожку, к которой нужно себя приучить. Слово «дисциплина» также не подходит для обозначения такого режима, ибо оно подразумевает попытку навязать нашей сопротивляющейся природе некую внешнюю или идеальную схему. Аюрведический режим — это скорее то, что должно открыться нам само собой благодаря естественному движению нашей собственной сущности, нашей восприимчивости по отношению к самим себе и к жизни. Фактически это йога, то есть согласование и ис-пользование наших ресурсов, позволяющее достичь максимальной энергии.

Желательно установить правильный ритм своей жизни, который поддерживал бы определенную гармонию и постоянство, но при этом оставался бы достаточно гибким к требованиям конкретного момента. Правильный ритм жизни порождает определенную движущую силу, дающую энергию нашей жизни и постепенно совершенствующую все наши способности.

В жизни очень существенно творчество. Творчество не хаотично. Оно устанавливает порядок, но не сковывающий, а, наоборот, делающий нас свободными, поскольку благодаря ему наша энергия больше не рассеивается из-за неверного или несвоевременного использования. Это то, что, как говорит Кришнамурти, дает «каждой вещи ее истинное место». Творчество — это своего рода зеркало внутри нас, отражающее глубинную красоту и упорядоченность природы.

Аюрведические режимы помогают нам жить в гармонии со Вселенной и с космической жизненной силой. Это ритмы творческой жизни. Они естественны, как дыхание. Вначале для того, чтобы установить их, требуется определенное усилие по преодолению инерции, созданной нашей несбалансированной жизнью, но вскоре ритм создаст свою собственную силу, способную поддерживать себя и расширять сферу своего действия.

Эти режимы в том виде, как они здесь представлены, должны помочь разработать индивидуальную дневную, месячную и годовую программу, которой предстоит придерживаться. Такая программа необходима всем, кто серьезно изучает Аюрведу. Ее нужно записать, отметить свое исходное состояние и в дальнейшем постоянно следить за результатами. Постоянным соблюдением режима можно добиться огромных улучшений в жизни.

Управление собственной кармой

Кто мы в этой жизни? Это зависит от нашего повседневного поведения. Наши действия определяют как содержание нашего сознания, так и энергетический уровень нашего физического тела. Предпринимаемые от случая к случаю визиты к целителю, каким бы известным он ни был и сколько бы это ни стоило, не могут заменить собственного режима или существенно изменить последствия неправильного образа жизни. Решающее значение имеет не то, что делает для нас кто-то другой, а то, что мы делаем сами. Чужие действия — это лишь полумеры. Только наши собственные усилия могут нас излечить, ибо только они приводят к изменению нашей внутренней природы.

Наши повседневные поступки определяют не только то, кем мы являемся в этой жизни, но также и то, кем мы станем в следующей. Согласно Упанишадам, «какова воля человека, таковы и его действия; каковы его действия, таким он и становится» (Брихадараньяка Упанишада IV, 4.5.). Мы должны прежде всего иметь добрую волю, то есть истинную решимость жить в гармонии. На санскрите она называется «крату», что означает «мудрость в действии». Она даст нам возможность управлять своей кармой, и тогда мы перестанем быть жертвами собственного бессознательного поведения.

Наши повседневные поступки — это и есть наша истинная религия: они показывают, что мы действительно ценим в жизни. Их отпечаток мы унесем на себе в свою следующую жизнь. Наши вредные привычки плохи не только потому, что из-за них у нас возникают проблемы со здоровьем в этой жизни: они создают предрасположенность к подобным проблемам и в будущей жизни. Возможно, мы сумеем избежать их последствий здесь и сейчас, но рано или поздно окажемся с ними лицом к лицу.

Аюрведические режимы и лечение болезней

Как мы уже видели, болезни и их лечение Аюрведа трактует с точки зрения концепции трех дош. Люди Капха-конституции предрасположены к болезням Капха-типа, при Питта-конституции обычно возникают болезни Питта-типа. В болезнях людей Вата-конституции также обычно преобладают симптомы высокой Ваты. Аюрведические режимы жизни дают нам ключ как к предотвращению, так и к лечению болезней.

Однако бывает и так, что болезнь вызвана не той дошей, которая доминирует в конституции больного, поэтому природа заболевания в каждом случае требует тщательного исследования. Если доша, вызвавшая болезнь, и доша, определяющая конституцию, отличаются, то такую болезнь, как правило, лечить легче.

Болезнь можно определить через лежащее в ее основе нарушение равновесия дош в соответствии с характером проявившихся симптомов и синдромов. Это значит, что определив дошу, вызвавшую то или иное болезненное состояние, мы можем лечить это состояние, даже не зная его нозологической характеристики. Например, если у больного наблюдаются кашель, застойные явления, обильная беловатая слизь, чрезмерное слюноотделение и прочие признаки высокой Капхи, можно применять терапию, снижающую Капху, не уточняя, какое именно из бронхолегочных заболеваний имеет место в данном случае.

Границы натуропатии

Основная трудность всех природных методов лечения состоит в том, что для достижения результата требуется определенное время, а также собственные усилия пациента. Применение растительного препарата может дать ощутимый эффект лишь через месяц или более, особенно если заболевание хроническое. Режим, соответствующий конституции больного, иной раз надо соблюдать в течение нескольких месяцев, прежде чем станут заметны существенные изменения. Не следует также ожидать, что щадящие натуропатические методы, в частности использование трав и физиотерапии, принесут нам пользу, если наша жизнь беспорядочна, если наше питание, работа и весь образ жизни с его стрессами антагонистичны этим методам.

Мягкие средства натуропатии работают на тонком внутреннем уровне, корректируя и улучшая свойства нашей жизненной силы. Этот процесс подобен выращиванию цветов. Целитель, использующий природные методы, лишь бросает семя в почву, а все остальное — вода, солнечный свет и любовь — должно исходить от нас, поскольку этой почвой являемся мы сами. Если «почва» не подготовлена должным образом, то даже хорошее «семя» не сможет пустить корни и дать плоды.

Итак, дорогие друзья, если вы всерьез решили прибегнуть к натуропатии, вы должны иметь веру и терпение. Вы должны заставить работать СЕБЯ. Никто другой не может прожить за вас вашу жизнь, и точно так же никто другой не может излечить вас. Относитесь с уважением к своей жизни и почитайте Божественный Дух в себе. Будьте хозяевами своей судьбы.

Режимы жизни и другие методы лечения

Аюрведические режимы просты, ненавязчивы, не имеют травмирующего действия и, как правило, не мешают более специфическому лечению. Их можно сочетать с другими лечебными методами, в том числе и с методами аллопатической медицины. Они усиливают эффект почти любого вида терапии и могут использоваться с этой целью.

Успокоение дош и устранение их избытка

Излагаемые здесь методы поддержания здоровья предназначены в основном для успокоения дош (шамана). В более тяжелых случаях они дополняются более сильнодействующими методами устранения избытка дош (шодхана). (Смотрите главы о траволечении)

Опасность неумеренного лечения

Физическая болезнь нередко возникает в результате чрезмерного внимания к своему физическому телу и материальному миру. Если мы отдаем своему физическому состоянию слишком много энергии, мы можем тем самым усугубить болезнь. Мы должны заботиться о своем теле в достаточной мере, но не должны позволять ему господствовать над другими аспектами нашей жизни. Следует с верой и терпением предпринимать необходимые усилия, но при этом большую часть своей энергии отдавать истинно духовным и творческим сторонам жизни.

В наше время многие страдают от неумеренного лечения. Мы пьем слишком много лекарств, слишком часто ходим к врачам и целителям. Чрезмерные усилия по восстановлению здоровья, приводят к тому, что оно рас-страивается еще больше. Поэтому не следует проявлять нетерпение и усложнять лечение. Принимая лекарства в избыточном количестве, мы не добьемся успеха. Даже если наше состояние оставляет желать лучшего, стоит подумать и о том, чтобы не ухудшить его. Кроме того, для проявления эффекта терапевтических методов нужно время, поэтому нельзя менять их слишком поспешно. Не следует также применять одновременно много разных методов, особенно сильнодействующих.

Режимы жизни

Саттвичный образ жизни

Всем человеческим существам следует придерживаться саттвичного образа жизни, который дает покой и ясность ума. Аюрведические методы по своей природе обычно являются саттвичными (гармонизирующими).

Правильный образ жизни является, пожалуй, важнейшим из основных факторов сохранения физического и психического здоровья. Он подразумевает не угнетение нашей природы, а, наоборот, раскрытие ее глубинных возможностей.

Согласно Аюрведе, каждому необходимы отдых, физические упражнения, солнечные ванны, пребывание в тепле и на холоде (в необходимых и вместе с тем в разумных пределах), а также приятная и естественная окружающая среда. Не следует сдерживать такие естественные потребности, как еда, сон, секс, испражнение, мочеиспускание, чихание, плач, кашель, зевание, испускание газов.

Поддержание чистоты тела включает в себя чистую диету с использованием свежей вегетарианской пищи, чистый воздух и чистую воду, специальные упражнения успокаивающего характера, а также гигиену (см. раздел «Саттвичная диета»).

Поддержание чистоты ума включает в себя правдивость, честность, скромность, уравновешенность, отказ от насилия, дружелюбие и сострадание ко всем живым существам. Эмоциональные загрязнения — такие как гнев, ненависть, гордость, похоть и страх, — должны быть устранены; следует также отказаться от пустой болтовни и суеты. Все это вредные привычки ума, нарушающие его природную ясность и равновесие.

Поддержание чистого образа жизни включает в себя получение средств к существованию способами, никому не причиняющими вреда, чистоту речи, гармоничную и благоприятную окружающую обстановку, тишину, сосредоточенность, отказ от грубых развлечений, стремление к божественному и истине, сострадание и служение человечеству, изучение духовных учений, почитание духовных учителей, практика йоги и медитации.

Однако соблюдение всех этих принципов не должно приводить к развитию самодовольства, повышенной чув-ствительности или фанатизма, чтобы чистота не обрати-лась в свою противоположность. Следует всегда сохра-нять доброе расположение духа и умеренность. Необходима естественная гармония и способность к адаптации, а не навязывание себе искусственных стандартов.

Диета и травы

Диета — важнейший из лечебных методов, рассчитанных на длительное применение. Ее результаты проявляются не сразу — обычно для этого требуется период от одного до шести месяцев, — но зато они стабильны. Диета носит постоянный характер, требуя лишь небольших изменений в зависимости от времени года, возраста пациента и конкретного заболевания. Наше тело состоит из того, что мы едим, и нет оснований ожидать, что его состояние улучшится, если мы не изменим наш рацион.

Травы — это своего рода тонкая пища. Принимать их можно как в малых, так и в больших дозах. К большим дозам — более 30 г в день — не следует прибегать без рекомендации и наблюдения специалиста. В малых дозах травы действуют мягко, и почти каждый может и даже должен регулярно их использовать, поскольку они являются необходимым элементом нашего рациона, обеспечивающим питание на тонком уровне. Правильное питание предполагает ежедневное потребление не только «хлеба насущного», но и «трав насущных».

Масла и массаж

Массаж и наружное применение масел необходимы большинству из нас, причем регулярно. Простейший способ заключается в прикладывании к ступням или голове обычного масла (например кунжутного) два раза в неделю. Прикосновения передают нашему телу энергию и устраняют застойные явления на его поверхности. Масляный массаж питает сердце и успокаивает ум. Он придает эластичность мышцам и связкам, укрепляет кости.

Важной частью правильного образа жизни являются также ароматические вещества. Они способствуют раскрытию ума и сердца, очищению воздуха и ауры, восприятию божественной энергии.

Цвета и драгоценные камни

Правильное использование цветов гармонизирует ум и эмоции. Зрительные впечатления питают ум и оказывают воздействие на доши.

Драгоценные камни приводят ауру в равновесие и Гармонизируют влияние космоса, передаваемое через звезды. Это не только украшение, но и дополнительное средство, позволяющее настраиваться в унисон с тонкими энергиями жизни. Астрология и Аюрведа советуют носить или иначе использовать те камни, которые помогают уравновесить физическую и психическую природу.

Йога и медитация

Йога и медитация связаны с духовным аспектом жизни. Согласно Аюрведе, душа — источник жизни и здоровья человека, и для того, чтобы обрести покой и благополу-чие, мы должны жить в согласии с задачами нашей души. Нередко болезнь является признаком того, что мы утратили контакт с собственной душой.

Следует ежедневно медитировать и выполнять определенные йогические упражнения. Это могут быть асаны, дыхательные упражнения, повторение мантр и визуализация, а также более прямые медитативные практики, направленные на достижение безмолвия ума. Без этого в нашей жизни не будет того подлинного центра, который организует вокруг себя все остальные составляющие правильного образа жизни.

Следует отметить, что хотя Аюрведа, будучи частью системы ведического знания, включает в себя все эти разнообразные методы лечения, далеко не все они являются собственно аюрведическими. Терапия с использованием драгоценных камней относится скорее к ведической астрологии, а йогическая терапия с применением асан, пранаям и мантр представляет собой обособленную ветвь целительства. Относительно этих особых областей ведического знания важно обратиться за разъяснениями к тем, кто имеет достаточный практический опыт, либо следовать собственной интуиции.

Духовные методы допускают большее многообразие вариантов, соответствующих характеру конкретной культуры и конкретного человека, чем методы достижения физического здоровья. Ум, не будучи такой строго определенной сущностью, как физическое тело, требует более гибкого лечения. Здесь даются лишь общие указания, применение которых требует мудрого и сознательного подхода.

Следует также сказать, что доши не охватывают всех аспектов нашей природы, хотя их воздействие сказывается на всех уровнях. Нет необходимости навязывать себе стереотип, связанный с доминированием у нас той или иной доши. Нужно лишь отнестись со вниманием к тем проблемам, которые могут возникнуть из-за того, что эта доша не скомпенсирована. Доши представляют собой лишь общее направление, следуя которому, можно «настроиться на волну» своей собственной природы, но «точная настройка» в конечном итоге сугубо индивидуальна.

Классические методы лечения для трех дош

Согласно Аштанга Хридайе (XIII, 1-12), для лечения дош применяются следующие методы:

  • «Вату (воздух) лечат умеренным применением масел; щадящими потогонными и очищающими методами; сладкой, кислой, соленой и теплой пищей; масляным массажем; пребыванием в помещении; твердым руководством; смазыванием глаз; вином из зерна или сахара; теплыми масляными клизмами, умеренными очищающими клизмами; жизнью в благоприятных условиях; лекарствами, стимулирующими пищеварительный огонь; всевозможными маслами, в особенности — масляными клизмами с кунжутным маслом либо с бульонами из мяса или животных жиров».
  • «Питту (огонь) лечат употреблением ги; слабительной терапией с применением сладких и холодных трав; сладкими, горькими и вяжущими пищей и травами; прикладыванием холодных, доставляющих наслаждение ароматных эфирных масел; ношением драгоценных камней на шее; частым смазыванием головы маслами из камфары, сандала и ветиверии; расслаблением при лунном свете; красивыми песнопениями; прохладным ветром; несдерживаемым наслаждением; общением с друзьями, с любящим сыном и привлекательной женой; водоемами с прохладной водой; жилищами с обширными садами; в особенности — нежными чувствами; а также молоком и ги в качестве слабительных».
  • «Капху (воду) лечат сильными рвотными и слабительными средствами, следуя правилам; сухой и необильной пищей, горячей и пряной, на вкус острой, горькой и вяжу-щей; старым вином; сексуальным наслаждением; бодрствованием по ночам; всевозможными упражнениями; умственной работой; сухим и энергичным массажем; курением трав и особенно удовольствием от физической нагрузки».

Мы видим, что аюрведические методы, традиционно используемые для приведения дош в равновесие, представляют собой целые комплексы мер. Это не наше со-временное: «Примите эту таблетку и приходите через неделю». Во внимание принимаются все стороны жизни.

Кроме того, надо помнить, что важно не только то, что мы делаем, но и то, как мы это делаем. Мы можем применять правильные методы, но если наше отношение к ним неправильное, нельзя ожидать, что эти методы дадут необходимый результат. Например, представители Ваты склонны всё делать торопливо, хаотично, беспорядочно. Типу Питты свойственна тенденция к фанатизму и насилию, к жесткому и авторитарному образу действий. Люди, принадлежащие к типу Капхи, могут быть слишком медлительными или консервативными.

Ниже дается краткий обзор основных методов терапии для каждой из дош. Более подробно эти методы описаны в других главах.

Обзор методов лечения

Терапия для снижения Ваты

Характерное действие методов терапии снижающих Вату, — питательное, согревающее, увлажняющее, успокаивающее и приземляющее. Пациенту следует применять их терпеливо, спокойно, последовательно и систематично.

Диета. Рекомендуется питательная и укрепляющая диета с преобладанием сладкого, кислого и соленого вкусов. Пища должна быть теплой, тяжелой и влажной. Принимать ее нужно часто и в строго определенные часы. Для регулирования пищеварения следует использовать специи. Следует избегать холодной воды и льда, а также возбуждающих напитков, в частности кофе, хотя во время еды можно выпивать немного вина.

Травы

Пищеварение. Рекомендуемые специи: асафетида, каменная соль, чеснок, имбирь, кумин, фенхель, кориандр, кардамон, корица, аджван.

Выделение. Полезны тонизирующие послабляющие средства, увеличивающие объем кишечного содержимого: блошная трава и льняное семя; мягкие послабляющие, такие как Трипхала; масляные слабительные, например касторовое масло.

Энергия. Специальные тонизирующие травы, способствующие снижению Ваты: чеснок, ашваганда, бала, шатавари, черная и белая мусали, атмагупта, амалаки; из доступных трав полезны также тан квей, ягоды дерезы, алтей, корень окопника, купёна, пальма сереноа и др.

Ум. Снижению Ваты способствуют следующие укрепляющие нервы травы: аир, ашваганда, харитаки, джатамамси, валериана, мускатный орех, асафетида, базилик; полезны также семена ююбы, семена туи, ромашка и др.

Масла и массаж. Масляная терапия специально была разработана для лечения высокой Ваты. Теплые, тяжелые масла, например кунжутное или миндальное, регу-лярно наносятся на тело в умеренных количествах. Лучшие места для этого — ступни, макушка головы, спина и нижняя часть живота. Массаж при конституции Ваты должен быть теплым, влажным, мягким, питающим, расслабляющим и не причиняющим боли.

Из эфирных масел для Ваты лучше теплые, успокаивающие и очищающие: сандаловое, камфорное, масло гаультерии, коричное и мускусное. Большинство из них также хороши в качестве благовоний для ароматерапии.

Цвета и драгоценные камни. Для Ваты, которая склон-на к депрессии, полезны большинство цветов, включая желтый, оранжевый и белый, а также, в небольшом количестве, красный. Однако, поскольку Вата очень чувствительна, светлые и пастельные тона для нее предпочтительнее, чем яркие и металлические. Следует избегать темных оттенков, серого, коричневого и черного цветов. Зеленый и синий следует использовать умеренно либо в сочетании с более теплыми цветами.

Поскольку драгоценные камни обычно тяжелы и обладают «приземляющим» действием, они чаще всего полезны для Ваты. Рекомендуются специальные камни, влияющие на нервную систему: изумруд, гагат, оливин, оправленные в золото. Хорошо действуют желтый сапфир, топаз, цитрин и другие золотистые камни, оправленные в золото. Рубин и гранат также могут быть полезны, улучшая кровообращение и энергетику.

Йога. Из асан рекомендуются успокаивающие и способствующие «приземлению», в частности сидячие и лежачие позы, а также прогибы спины и перевернутые позы. Полезно спокойное глубокое дыхание, например, пранаяма с попеременным дыханием через правую и левую ноздрю или пранаяма «Co-Хам». Специальным средством для Ваты являются успокаивающие и рассеивающие страх мантры: «Рам», «Шам», «Хум», «Хрим», «Шрим».

Медитация. Полезна раджа-йога и интегральная йога, объединяющая в себе знание, преданность и психофизические техники. Для правильной медитативной практики в первую очередь нужно освободиться от беспокойства, страха, опасений, негативизма и маловерия.

Образ жизни. Важнейшими факторами являются сон в достаточном количестве, ранний отход ко сну, умеренные солнечные ванны, легкие физические упражнения. Следует избегать ветра и холода, переутомления и физических перегрузок, избытка разговоров и размышлений, соблюдать умеренность в половой жизни, не слишком много путешествовать, не подвергать себя сверх меры воздействию возбуждающих факторов, в том числе кино, радио, телевидения.

Очистительные практики. Панчакарма. При тяжелых состояниях для снижения Ваты используют различные клизмы. Для тонизирующих клизм применяют такие пита-тельные травы, как солодка, ашваганда, шатавари, или масла, например кунжутное. Для очищающих клизм хорошо использовать травы, разгоняющие Вату: аир, им-бирь, фенхель, а также каменную соль.

Полезно также введение через нос трав, очищающих Вату: аира, имбиря, базилика и др. (в виде порошков для вдыхания, отваров, лекарственных масел или лекарственного ги).

Терапия, снижающая Питту

Характерное действие методов терапии, снижающей Питту, — охлаждающее, успокаивающее, умеренно очищающее и питающее. При их применении важны спокойствие, сдержанность и умеренность.

Диета. Рекомендуется сбалансированная укрепляющая и облегчающая диета с преобладанием сладкого, горького и вяжущего вкусов и достаточным количеством сырых продуктов и соков. Пища должна быть прохладной, тяжелой и сухой, без вкусовых крайностей и чрезмерного количества специй. Воду следует пить прохладной. Кофе и алкоголя лучше избегать, но чай пить можно.

Травы

Пищеварение. Горькие травы, улучшающие пищеваре-ние: алоэ, горечавка, барбарис; охлаждающие или мягкие специи: куркума, фенхель, кориандр, кумин, мята.

Выделение. Горькие послабляющие травы: алоэ, жос-тер пурша, ревень и сенна; обычно достаточно мягких послабляющих средств, таких как молоко, ги или роза, либо послабляющих трав, увеличивающих объем кишеч-ного содержимого, например блошной травы.

Энергия. Успокаивающие и охлаждающие тоники: ша-тавари, бала, амалаки, шафран, сок алоэ, солодка, гуду-чи; полезны также корень окопника, купёна, алтей, корень одуванчика, корень лопуха, горец многоцветковый, ремания и др.

Ум. Охлаждающие и успокаивающие травы: брами, брингарадж, сандал, роза, семена лотоса; полезны также шлемник, пассифлора, буквица, хризантема, гибискус.

Масла и массаж. Для массажа следует использовать охлаждающие масла — например кокосовое, подсолнечное или ги. Полезны также лекарственные масла из брами или брингараджа. Их можно наносить на макушку головы, лоб и на область сердца. Специальными средствами для снижения Питты являются ароматические вещества, полученные из таких растений, как сандал, ветиверия, хна, роза, лотос, жасмин, гардения, жимолость, ирис.

Цвета и драгоценные камни. Для Питты особенно благоприятны охлаждающие цвета — белый, синий и зеленый. Желательно избегать очень насыщенных или очень ярких цветов, особенно красного. Серый и коричневый цвета использовать можно, но глубокого черного лучше избегать.

Из драгоценных камней хороши охлаждающие — лунный камень, чистые кристаллы кварца, изумруд, гагат, оливин, голубой сапфир, аметист, оправленные в серебро.

Йога. Рекомендуются охлаждающие и успокаивающие асаны, в частности, большинство сидячих или лежачих поз, стойка на плечах, охлаждающая пранаяма (ситали), лунная пранаяма, успокаивающие и охлаждающие мантры — «Ом», «Шам», «Сом», «Шум», «Шим».

Медитация. Подходит йога знания или самопознания — Веданта, Дзен, Випасана. Нужно освободиться от гнева, враждебности, склонности к спорам и от излишнего критицизма.

Образ жизни. Следует избегать длительного пребывания на солнце, на жаре и возле нагревательных приборов. Благоприятно воздействие легкого прохладного ветра, прохладной воды, лунного света, садов, цветов и озер. Воспитывайте в себе манеру говорить приятное для других, быть снисходительным и умиротворенным.

Очистительные практики. Панчакарма. Рекомендуется очищение с использованием сильных слабительных — ревеня, сенны и порошка алоэ. Для поддержания здоровья можно использовать более мягкие слабительные — сок алоэ, состав Трипхала или оболочки семян блошной травы.

Терапия, снижающая Капху

Характерное действие методов терапии, снижающей Капху, — облегчающее, стимулирующее, осушающее и очищающее. Их применение требует настойчивости, решимости и отрешенности.
Диета. Используется облегчающая диета с упором на острый, горький и вяжущий вкусы. Пища должна быть теплой, легкой и сухой, с добавлением горячих специй. Время от времени полезно лечебное голодание или просто пропуск приемов пищи. Не следует пить холодную воду и воду со льдом. Хороши травяные чаи, можно пить и обычный чай.

Травы

Пищеварение. Для улучшения метаболизма рекомендуются горячие специи: красный и черный перец, сухой имбирь, пиппали, горчица, гвоздика, корица, чеснок; для снижения влечения к сахарам и жирам используются горькие травы: алоэ, куркума, барбарис, горечавка.

Энергия. Острые или горькие тоники: чеснок, пиппали, корица, шафран, имбирь, корень девясила, мумиё, гуггул, мирра, сок алоэ.

Ум. Стимулирующие и повышающие ясность ума травы: аир, брами, базилик, гуггул и мирра; полезны также шалфей, мирт, шлемник, буквица.

Масла и массаж. Полезен сухой и энергичный массаж либо массаж с легкими маслами — например горчичным или льняным. Хорошо также втирать спирт или теплые травяные масла, приготовленные на спирту, например камфорное, эвкалиптовое, коричное, горчичное, гаультериевое, красного перца.

Из ароматических веществ и благовоний рекомендуются стимулирующие и очищающие — мускус, камфара, гвоздика, корица, кедр, ладан и мирра.

Цвета и драгоценные камни. Для Капхи благоприятны теплые и яркие цвета — желтый, оранжевый, золотистый и красный. Следует избегать розового, белого, а также бледных и разбеленных оттенков синего и зеленого. Коричневый, серый и черный цвета следует использовать умеренно.

Из драгоценных камней подходят теплые — рубин, гранат и кошачий глаз, оправленные в золото. Камни, обладающие облегчающим действием — голубой сапфир, аметист, ляпис, оправленные в золото, — тоже могут быть полезны, но их следует сочетать с более теплыми камнями.

Йога. Полезны интенсивные упражнения с минимальным количеством сидячих поз, стойки на голове, солнечная пранаяма, бхастрика (дыхание огня), а также стимулирующие и очищающие мантры — такие как «Айм», «Хрим», «Хум», «Ом».

Медитация. Природе Капхи обычно соответствует йога любви и преданности (бхакти-йога) или йога служения (карма-йога). Чаще всего божественному поклоняются как определенному божеству или воплощению божества — Раме, Кришне, Христу. Для очищения ума нужно освободиться от жадности, желаний, привязанности и сентиментальности.

Образ жизни. Следует выполнять интенсивные и аэробные упражнения, принимать солнечные и воздушные ванны при легком теплом ветре, избегать холода и сырости, соблюдать дисциплину, давать себе достаточную физическую нагрузку, поменьше спать и отказаться от сна в дневное время; полезны разнообразие впечатлений, путешествия, паломничества.

Очистительные практики. Панчакарма. Рекомендуется терапевтическая рвота с использованием отхаркивающих трав (аир, лобелия, солодка) и соли. Для поддержания здоровья можно систематически принимать в не-больших количествах отхаркивающие средства — мирт, шалфей, девясил, имбирь и другие.

Уравновешивание дош в современном мире

Следуя изложенным выше указаниям относительно об-раза жизни, нужно учитывать присущие нашей современности факторы, нарушающие равновесие. К ним относятся те аспекты нашего быта, которые увеличивают доши. Постоянное использование в рационе Сахаров, мороженого, воды со льдом, прохладительных напитков, углеводов, мяса и продуктов, жаренных на масле, имеет тенденцию нарушать равновесие Капхи. Наша общественная и деловая жизнь, построенная по принципу конкуренции, наше стремление к личным достижениям и успеху, а также привычка к курению и употреблению алкоголя возбуждают Питту. Однако подавляющее большинство наших привычек возбуждает Вату.

К факторам современного образа жизни, увеличивающим Вату, относятся в первую очередь многочисленные поездки и путешествия, особенно воздушные. Они в буквальном смысле отрывают нас от земли, поднимая высоко в воздух. Любой способ передвижения, нарушающий наш непосредственный физический контакт с землей — даже обычная поездка в автомобиле, — увеличивает Вату. Повышению Ваты способствует и высокая скорость: чем быстрее мы едем, тем больше становится избыток нашей Ваты, нашей нервной энергии. Аналогичным образом воздействуют на нас скоростные виды спорта, например бег или лыжный спорт.

Всем нам, а особенно тем, чья профессия связана с частыми поездками и высокими скоростями, следует за-думаться над тем, как все это может сказаться на нашем здоровье. Компенсировать воздействие этих неблагоприятных факторов можно при помощи таких простых процедур, как массаж стоп и смазывание их кунжутным маслом, выполнение перевернутых йогических поз, хождение босиком по земле.

Сильно возбуждают Вату и средства массовой информации. На нас воздействует не только идея изменчивости и мобильности, которую они несут, но и сама их природа, их тонкие излучения. Физическое тело имеет энергетическую оболочку, которая является основой Ваты (жизненной силы). Избыток волн, излучаемых телевизорами, компьютерами и т.п., может вызвать в ней «короткое замыкание». Мы привыкаем к постоянному присутствию возбуждающих факторов. Преобладание поверхностной информации держит наш ум в состоянии желания (пустота, увеличивающая Вату) и невозможности сосредоточиться. Многочасовая работа за компьютером вызывает перевозбуждение; в еще большей степени это относится к компьютерным играм.

Сильные шумы, постоянное воздействие очень громких звуков, в частности рок-музыки, также возбуждают нервную систему и повышают Вату. Звук соотносится с эфиром — составной частью Ваты, — поэтому чрезмерно громкие или негармоничные звуки способствуют ее повышению.

Большинство наркотических средств, принимаемых как в медицинских целях, так и для удовольствия, также вы-водят Вату из равновесия, в основном, из-за их чрезмерно стимулирующего или дестабилизирующего действия на нервную систему. Особенно сильно дестабилизируют нервную систему стимуляторы, препараты для снижения веса, большинство болеутоляющих средств, амфетамины и кокаин. В меньшей степени возбуждают Вату марихуана и табак, еще меньше — кофе и напитки, содержащие кофеин. Наркотические препараты, вызывающие измененные состояния сознания (например ЛСД) или состояния экстаза, могут привести к очень серьезным нарушениям Ваты. Искусственно вызванное резкое повышение чувствительности нервной системы влечет за собой длительную потерю этой чувствительности либо, наоборот, обостренную чувствительность. К числу симптомов подобных нарушений Ваты относятся бессонница, запоры, сухость кожи, потеря веса, головокружение или «неприземленность», ухудшение памяти, утрата остроты чувственного восприятия, нарушение координации, тремор, сердцебиения и беспокойство.

Недоброкачественные продукты, а также пища, приготовленная в микроволновых печах, возбуждают Вату потому, что в этих продуктах истощена жизненная сила.

Очень ватогеничны (то есть повышают Вату) некоторые из практик направления Нью Эйдж. Спиритизм, насильственные медитативные практики, гипертрофия воображения, вообще любые методы, нарушающие связь между нашей жизненной силой и нашим телом, могут вызвать увеличение Ваты.

Неумеренность в сексуальной сфере также возбуждает Вату, поскольку лишает организм самой сильной из сдерживающих Вату энергий воды — репродуктивной жидкости. Гомосексуальные контакты возбуждают Вату силь-нее, чем гетеросексуальные, так как уравновешивающее влияние противоположного пола способствует удержанию Ваты в равновесии.

Для современного образа жизни характерны быстрые разводы, частая смена сексуальных партнеров, неполные семьи. Семья и дом имеют природу Капхи (воды), и частые перемены нарушают ее. В результате Вата выходит из равновесия у всех членов семьи, а особенно у детей, которые более впечатлительны, ибо у них еще не сформировался свой собственный жизненный центр.

Все это относится не к морали, а к энергетике. Для других культур характерны другие нарушения равновесия. В той степени, в какой мы участвуем в определенной деятельности, мы вызываем соответствующий дисбаланс. Факторы, выводящие из равновесия Вату (а иногда и Питту), обычно имеют раджастичную природу. Одновременно они также снижают Саттву — гармонию ума.

Ценности нашего общества в основном сугубо материальны: деньги, удовольствие, слава, власть. Наше социальное поведение — это в основном действия, возбуждение, развлечения, поиск, частая смена объектов внимания. Мы должны задуматься над духовным смыслом своей повседневной жизни. Надо, чтобы здоровая и гармоничная жизнь нашего тела стала основой для развития сознания. Если мы не можем или не хотим изменить характер нашей деятельности, следует по крайней мере знать и использовать как можно больше методов, которые могли бы компенсировать ее побочные эффекты.